Об угрозе безопасности жизни и здоровья потребителей туристских услуг, выезжающих на территорию либо находящихся на территории Турецкой Республики
Об угрозе безопасности жизни и здоровья потребителей туристских услуг, выезжающих на территорию либо находящихся на территории Турецкой Республики
В связи с временным прекращением авиационного сообщения с Турецкой Республикой и Объединенной Республикой Танзания с 15.04.2021 по 01.06.2021 (см. информацию с официального сайта Оперативного штаба по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации стопкоронавирус.рф https://стопкоронавирус.рф/news/20210412-1938.html), обусловленным неблагоприятной эпидемиологической обстановкой в указанных государствах из-за распространения коронавируса (по данным Оксфордского университета 11 апреля в Турции выявили 51,7 тыс. случаев заражения коронававирусом — это ровно в четыре раза больше, чем было месяц назад: 11 марта было 12,8 тыс. человек), Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека обращает внимание потребителей на нижеследующее.
Статья 7 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» гарантирует потребителю право на то, чтобы услуги, в том числе туристские, были безопасны для его здоровья.
Каждый турист в соответствии с положениями статьи 6 Федерального закона от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 132-ФЗ) при подготовке к путешествию и во время его совершения, включая транзит, имеет право на обеспечение своих потребительских прав, беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи.
Правовые основы обеспечения безопасности туристов в странах временного пребывания закреплены статьей 14 Закона № 132-ФЗ.
Согласно положениям указанной статьи, в случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов (экскурсантов) угрозы безопасности их жизни и здоровья, турист (экскурсант) вправе потребовать расторжения договора о реализации туристского продукта или его изменения. В этом случае при расторжении договора о реализации туристского продукта до начала путешествия «туристу и (или) иному заказчику возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта, а после начала путешествия - ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг».
С учетом вышеназванного, а также принимая во внимание информацию Федерального агентства по туризму.
Напоминаем, что при заключении договора о реализации туристского продукта туроператор, турагент обязаны представить туристу и (или) иному заказчику достоверную информацию, в том числе включающую сведения:
об опасностях, с которыми турист (экскурсант) может встретиться при совершении путешествия;
о медицинских, санитарно-эпидемиологических и иных правилах (в объеме, необходимом для совершения путешествия);
о порядке обращения в объединение туроператоров в сфере выездного туризма для получения экстренной помощи.
Для потребителей, уже заключивших соответствующий договор, важно иметь в виду, что информация о наличии в стране временного пребывания угрозы безопасности их жизни и здоровья и факт принятия соответствующих мер со стороны Российской Федерации, направленных на предотвращение связанных с этим рисков, является свидетельством очевидного ухудшения условий путешествия, указанных в договоре, что позволяет требовать изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при его заключении (статья 10 Закона № 132-ФЗ и статья 451 Гражданского кодекса Российской Федерации), в том числе в досудебном порядке, ибо как таковое право на судебную защиту никоим образом не исключает возможности достижения на этот счет соглашения сторон в случае заявления туристом соответствующего требования до направления иска в суд.
В связи с чем осуществляется консультирование потребителей туристских услуг и оказание им содействия в подготовке претензий и исковых заявлений в случае нарушения прав потребителей.
Заявление руководителя Ростуризма о ситуации в Турецкой республике и в объединённой республике Танзания
В связи с принятыми по Турции и Танзании решениями, мы уточняем следующие моменты:
- Организованные туристы, находящиеся сейчас на территории Турции и Танзании по линии туроператоров, смогут вернуться в Россию планово в соответствии с датами окончания тура. Туристы, которые решат вернуться раньше даты окончания тура, смогут это сделать по согласованию с туроператором. В отдельных случаях возможны изменения дат обратного вылета на более ранние сроки – поэтому мы рекомендуем держать связь с представителями туроператоров.
- Что касается туристов, которые отдыхают в Турции и Танзании самостоятельно, то они также смогут вернуться в Россию планово. Вместе с тем, рекомендуем отслеживать информацию о возможных изменениях на сайтах авиакомпаний, у которых приобретены авиабилеты.
- Что делать тем туристам, которые уже купили путевки на ближайшие даты, но еще не вылетели на отдых:
— Если речь идет о путевках с вылетом до 1 июня, то мы рекомендуем рассмотреть возможность переноса поездки на более поздние даты, либо ВЫБРАТЬ в те же даты другие направления. Мы просим туроператоров оказывать туристам максимальное содействие. - Тех туристов, которые приобрели туры на период после 1 июня, мы будем постоянно информировать о текущей ситуации.
- Мы понимаем, что вводимые ограничения ставят и людей, и бизнес в непростые условия. Поэтому, в дополнение к действующим механизмам, мы подготовили комплекс мер поддержки для туроператоров – чтобы минимизировать последствия введенных ограничений и самое главное — помочь туроператорам продолжить выполнять обязательства перед туристами.
- Речь об отмене взносов в Резервный фонд, сокращении и отсрочке уплаты взносов в ФПО Турпомощи в этом году. Мы также рассматриваем субсидию туроператорам за вывозные рейсы, по аналогии с прошлым годом, и другие финансовые и нефинансовые меры.
- Вся актуальная информация как для туристов, так и для туроператоров — будет постоянно обновляться на сайте Ростуризма.
Временное ограничение авиасообщения с Турецкой республикой и объединенной республикой Танзания
Федеральное агентство по туризму в связи временным прекращением авиационного сообщения с Турецкой Республикой и Объединенной Республикой Танзания с 00 ч. 00 мин. 15.04.2021 г. до 23 ч. 59 мин. 01.06.2021 г. информирует о следующем:
Указанные ограничения распространяются на все авиарейсы, за исключением вывозных рейсов (Турция и Танзания) и двух регулярных рейсов в неделю на взаимной основе сообщением Москва-Стамбул (расписание рейсов уточняется).
Для организованных туристов, находящихся на территории Турции и Танзании:
Обратные вылеты предполагаются в плановом режиме согласно датам окончания тура, при этом в отдельных случаях возможны изменения дат обратного вылета на более ранние сроки. Рекомендуем следить за информацией об обратном вылете у прикреплённых гидов и на сайте туроператора, организовавшего поездку.
Телефоны «горячих линий»:
8 (800) 200-34-11 — горячая линия ОНФ, в голосовом меню необходимо нажать цифру «2» (с 8:00 до 20:00 по мск).
+7 (495) 018-64-11 — горячая линия для туристов по вопросам приостановки авиасообщения с Турецкой Республикой и Танзанией (с 9:00 до 21:00 по мск).
Пегас Туристик: +7 (495) 228-31-84;
TUI: 8 (800) 775-77-58;
Tez Tour: 8 (800) 700-78-78;
Интурист: +7 (495) 933-55-77;
Библио-Глобус: +7 (495) 009-25-00, +7 (499) 213-25-00;
АНЕКС Тур: 8 (800) 775-50-00;
Sunmar: +7 (495) 730-11-50;
Coral Travel: +7 (495) 232-08-09;
OneTouch&Travel: +7 (495) 120-22-99, +7 (963) 782-58-28.
Для самостоятельных туристов, находящихся на территории Турции и Танзании:
Обратные вылеты предполагаются в плановом режиме согласно приобретенным билетам. Вместе с тем, рекомендуем отслеживать информацию о возможных изменениях на сайте авиакомпании, реализовавшей авиабилеты.
Для организованных туристов, имеющих туристский продукт, предусматривающий посещение Турции или Танзании в период по 01.06.2021:
В сложившейся ситуации представляется допустимым и не противоречащим законодательству Российской Федерации о туристской деятельности для туристов и туроператоров рассмотреть следующие возможные решения:
-замену направления на другие (альтернативные) направления, не меняя сроков запланированного отпуска;
-перенос сроков совершения путешествия, в том числе с выбором другого направления (места отдыха) на удобные для туриста даты, сохранив денежные средства у туроператора;
-иные решения, максимально учитывающие взаимные интересы обеих сторон.
Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что все вышеуказанное относится к существенным условиям договора о реализации туристского продукта, изменение которых допускается только по соглашению сторон такого договора (ст. 10 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»).
Для организованных туристов, имеющих туристский продукт, предусматривающий посещение Турции или Танзании в период после 01.06.2021:
Решение об ограничениях является временным и распространяется по 01.06.2021.
В этой связи, рекомендуем следить за возможными изменениями на сайте Ростуризма.
Вместе с тем, турист вправе потребовать расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора. К существенным изменениям обстоятельств относятся, в том числе невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (ст. 10 Закона № 132-ФЗ).
При этом необходимо иметь в виду, что в таком случае турист возмещает исполнителю (туроператору) фактически понесенные им расходы, если иное не предусмотрено законом или договором (п. 3 ст. 781 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В случае несогласия туриста с размером вычета, он вправе оспорить действия туроператора в судебном порядке. При этом обязанность доказывания размера фактически понесенных расходов возлагается на туроператора.
Порядок возврата денежных средств за отдельные туристские услуги:
Турист вправе обращаться по месту приобретения таких услуг для возврата денежных средств в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей.
Туроператорам:
Рекомендуем приостановить реализацию туристских продуктов, предусматривающих поездки в Турецкую Республику и Объединенную Республику Танзания в период по 01.06.2021 г.
Телефон «горячей линии» туристам: 8-800-200-34-11 в голосовом меню необходимо нажать кнопку «2» Время работы «горячей линии» с 08.00 до 20.00 по московскому времени.
Телефон Ассоциации «Турпомощь»: 8 (499) 678-12-03.
Посольство Российской Федерации в Турецкой Республике
Адрес: Andrey Karlov sokağı, No 5, 06692, Çankaya (P.K. 35 Kavaklıdere), Ankara, Türkiye
Тел.: +90-312-439-21-83 (с 9:00 до 12:00)
Посольство Российской Федерации в Объединенной Республике Танзания
Тел: +255-22-2666005, +255-22-2666006
Телефон для экстренной связи: +255767919756
Адрес: Тел: +255-22-2666005, +255-22-2666006
Телефон для экстренной связи: +255767919756
Адрес:
P.O.Box 1905
Dar es Salaam
Ali Hassan Mwinyi Road, Plot 3&5
E-mail: embrusstanz@mid.ru, rustanz@yandex.ru
https://tanzania.mid.ru/